26 октября 2010 года в Институте специальной педагогики НАПН Украины (г. Киев) состоялась защита докторской диссертации Кульбиды Светланы Викторовны на тему: Теоретико-методические основы использования жестового языка в обучении неслышащих, по специальности 13.00.03 – коррекционная педагогика.

Диссертационное исследование посвящено проблеме использования жестового языка как феномена в процессе обучения глухих лиц в контексте социокультурного подхода.

В исследовании проанализированы теоретико-методологический, исторический, эмпирический аспекты теоретических моделей прошлых и существующих подходов исследуемой проблемы. Раскрыт феномен глухоты в контексте технократического и гуманистического подходов. На основе теоретического анализа концепций глухоты (биолого-медицинской и социокультурной), которые развивают исторические традиции обучения с учетом достижений научно-технической мысли, установлена общественная потребность в повышении внимания к формированию личности неслышащего ученика с позиций учета прав неслышащих на доступное образование, получение полноценной информации средствами родного языка.

Представлен новый концептуальный поход становления и развития личности глухого ребенка с позиций фундаментализации, гуманизации, социализации, индувидуализации в их взаимообусловленности и взаимовлиянии.

Представлены результаты системного анализа опыта международного законодательства в контексте признания и использования жестовых языков как полноценных лингвистических систем, которые есть частью культурного и лингвистического наследства государств. Определены положительные тенденции национального законодательства по данному вопросу.

Обоснованы теоретические основы изучения языка жестов, определен круг практических вопросов как учебной дисциплины, а также и использования его как средства обучения неслышащих.

Разработано, методически обеспечено и практически апробировано авторскую систему организационно-содержательной модели формирования жестовой коммуникативной компетенции.

Доказано, что украинский жестовый язык – открытая языковая система взаимосвязанных (кинетических, лексических, грамматических и др.) элементов различного характера. Детально проанализированы и сопоставлены языковые особенности кинетики, основных групп лексики, грамматики.

Обосновано функционирование термина «жестовый язык» со времени зарождения образовательных заведений и до нынешнего времени, что способствует объективной оценке процесса использования и внедрения украинского жестового языка, калькирующей жестовой речи в учебном процессе, как средства коммуникации и обучения.